Новая возможность для России

Могут ли быть возможности без свободы? Может ли быть свобода без возможностей? Естественно, есть связь между возможностями и свободой. И здесь мы сталкиваемся с другим аспектом коллективного сознания России, который нам необходимо рассмотреть. Как можно указать на возможность улучшить какие-то условия, не обратившись при этом к самим условиям, которые необходимо улучшить? И как можно объяснить возможность изменения этих условий, если вы не устраните причину, которая вызвала эти условия изначально?

Говорят, что терпение – это добродетель. Можно сказать, если посмотреть на историю, что российский народ обладает большим терпением, долготерпением. Но терпение – это добродетель лишь до определённого момента, потому что любое качество может быть извращено сознанием дуальности. Когда терпение становится оправданием для сохранения статуса-кво и отказа от перемен, оно перестаёт быть добродетелью. Если посмотреть на историю России, можно увидеть, что на протяжении нескольких очень долгих веков большинство населения было крепостным. У него не было возможности улучшить свою жизнь. Люди получали определённое положение в жизни при рождении и, если вы родились крепостным, вы должны были оставаться им всю жизнь. Если же вы родились, принадлежа сословию знати, вы также оставались в нём на всю жизнь. Даже если это был более комфортный образ жизни, вы точно так же были заперты в клетке, играя определённую роль.

То, что вы видите не только в России, но и, конечно, во многих других обществах, уходящих вглубь веков, так это то, что у людей было очень мало возможностей решить: "Что я за существо и как я хочу прожить свою жизнь?" Это определялось их местом рождения, ролью, которая была предначертана им при рождении. Есть общая тенденция к росту, связанная с тем, что Земля подтягивается к остальной части Вселенной. Когда вы смотрите на историю, вы видите, что действительно имеется эта тенденция к росту, выраженная в расширении знаний, в появлении новых технологий, новых идей, в появлении демократических стран со свободой и правами, и так далее.

Что мы можем сказать о том, что происходило в мировой истории? Что ж, мы можем сказать, что мировая история была постепенным ростом возможности для отдельных людей принять решение: "Кто я? Кем я хочу быть? Как я хочу прожить свою жизнь?" Если вы посмотрите на мир, то увидите широкий диапазон обществ, в которых люди рождаются в определённом положении, которое у них практически нет возможности улучшить в течение жизни. Но вы видите и другие общества, современные демократические страны, в которых у людей есть довольно широкий диапазон возможностей для принятия решения о том, что они хотят делать со своей жизнью.

Мы говорили об определённых естественных законах, мы говорили об определённых неизбежных тенденциях в эволюции мира, и это одна из таких неизбежных тенденций. Общества подтягиваются к тому, чтобы предоставлять всё больше и больше свобод, всё больше и больше возможностей для человека, чтобы он мог решить: "Что я хочу сделать с этой жизнью?" Это неизбежно. Вы можете сопротивляться этому, но только какое-то время, потому что, если вы сопротивляетесь этому, вы автоматически создаёте оппозицию себе, так что вам приходится сопротивляться этому всё сильнее, что вы видите на примере людей, имеющих властные полномочия, и полиции, которые становятся всё более и более жестокими в подавлении инакомыслия в России. Но чем больше вы подавляете инакомыслие, тем больше будет стимулов для инакомыслия, а значит тем больше вам придётся его подавлять, и так далее, и так далее.

Конечно, вы можете пойти на крайние меры, на которые пошёл Сталин в 1930-е годы, жестоко уничтожая всех, кто выступает против вас, и таким образом вы сможете противостоять этому в течение более длительного периода времени. Но вы не сможете сопротивляться этому вечно, что было доказано даже тем фактом, что после смерти Сталина последующие лидеры не смогли сохранить тот же уровень жестокости. Если посмотреть на это, то можно увидеть, что судя по тому, что происходит сейчас в России, власти находятся в проигрышной позиции в этой битве. Они не могут продолжать сопротивляться вечно, потому что даже Путин не в состоянии проявлять ту же жестокость, которую проявлял Сталин. Просто невозможно в сегодняшнюю эпоху, в сегодняшней России проявлять ту же жестокость, которую проявлял Сталин.

Вы можете видеть, что в царское время, в эпоху крепостного права, люди рождались, уже относясь к определённому социальному слою, и имели очень мало возможностей. Затем происходит большевистская революция. Было ли у людей в советское время больше возможностей, чем раньше? Ну, некоторые люди действительно имели больше возможностей. В Советском Союзе вы всё ещё рождались, принадлежа определенному социальному слою, но у вас была возможность получить образование и стать, например, учёным, или врачом, или кем-то ещё, и у вас также была возможность войти в партийный аппарат и проделать там свой путь, проходя по разным ступеням. Это была ограниченная возможность, но для многих людей она была большей, чем раньше. На самом деле, даже в советское время среди некоторых людей наблюдался определённый рост, они использовали все возможности, которые предоставляла им система, и само-превосходили себя, а значит, росли. Даже с духовной точки зрения у них был определённый рост. Конечно, это касалось лишь немногих, это не касалось широких слоёв населения, потому что они рождались в определённом слое рабочих, и затем оставались рабочими всю жизнь.

Так называемое бесклассовое общество не было бесклассовым, в нём явно имелся рабочий класс, правящий класс и класс учёных, и рабочие оставались рабочими до конца своих дней, если они не могли воспользоваться возможностями. Но всё равно, когда вы посмотрите на Советский Союз, вы увидите, что там был очень ограниченный спектр возможностей для индивидуального роста людей, для улучшения их положения, для самосовершенствования, для того, чтобы люди смотрели в будущее и думали: "Какую жизнь я хочу прожить?" Возможности для этого были ограничены.

Что произошло после распада Советского Союза? Что ж, внезапно появились, по крайней мере теоретически, более широкие возможности. Появилась возможность начать свой собственный бизнес. Другими словами, появилось больше возможностей решить, какую жизнь вы хотите вести как личность. Это также была возможность для всей страны решить: "Какой страной мы хотим быть теперь, когда мы больше не являемся коммунистической страной?" Коммунизм, конечно, определял очень строгие идеологические рамки для того, чем Россия могла быть в советскую эпоху, точно так же, как менталитет царских времен определял строгие ограничения для того, чем Россия могла быть в те времена. Вы видите, что в 1990-е годы вдруг эти ограничения были сняты, и произошло расширение возможностей.

Как отреагировали на это российские люди? Ну, в основном они отреагировали шоком, потому что переход от ограничений советской эпохи к большей свободе был слишком тяжёлым для всех. Об этом уже говорилось – как вы сможете совершить этот переход после того, как выросли в такой репрессивной системе, а теперь у вас внезапно появилось расширение свободы и возможностей? Как вы вообще можете понять, что делать с этой свободой?

Известный философ Сёрен Кьеркегор, которого некоторые считают отцом экзистенциализма, выдвинул идею, согласно которой современные люди, получив больше свободы, стали испытывать определённый страх перед свободой, страх перед выбором, который они могут сделать, страх сделать неправильный выбор. Он привёл такой пример: если вы стоите на вершине высокого здания, одним из решений, которое вы можете принять, будет то, оставаться ли вам на нём или спрыгнуть и покончить с собой. Существует страх перед возможностями, которые у вас есть.

Это, в некотором смысле, затрагивает всех людей по мере того, как мир переходит от диктаторских к демократическим государствам. Конечно, все современные демократические страны прошли через это, но там это был более постепенный процесс, который занял больше времени, поэтому у людей было больше времени на адаптацию.

В России это был очень резкий процесс, и у людей там не было много времени, чтобы приспособиться к этому. В основном, то, что вы видели в российском народе, было страхом перед свободой. "Что нам теперь делать? Что нам делать с открывшимися возможностями? Кто мы? Что мы за люди теперь, когда мы больше не под коммунистическим игом? Какой страной мы хотим быть теперь, когда мы больше не являемся ведущей нацией Советского Союза?" Был страх, что Россия может потерпеть неудачу. Раньше было ощущение, что Россия имеет некоторое превосходство, потому что у неё есть Советский Союз. Россия была лидером Советского Союза, лидером коммунистического движения, призванного изменить мир. Даже если многие люди, возможно, и не верили в коммунизм, они всё равно были настолько запрограммированы этим национальным чувством, что испытывали гордость за превосходство России.

Внезапно появилась возможность, что Россия может стать такой же, как и другие страны, но не сделать это так же хорошо, как эти страны, а возможно, даже совершить несколько ошибок и потерпеть неудачу. В то время как раньше можно было поддерживать идею, что, хотя жизнь при коммунизме была тяжелой и ограниченной, у России всё равно была какая-то высшая цель. Теперь же оказалось, что Россия – такая же страна, как и все остальные, которой управляют определённые экономические суровые условия и реалии, и в России всё может быть хуже, чем в других странах. Отсюда возник этот страх свободы, страх перед возможностями, страх потерпеть неудачу. Какой же была реакция?

Что ж, как уже было сказано, были две группы людей. Были те, кто увидел возможности и воспользовался ими, но было и много тех, кто отшатнулся от свободы. Они испугались свободы. Что они сделали? Ну, в каком состоянии вы бы находились, если бы вы были крепостным? Вы знали бы, кто вы, знали бы, в чём заключается ваша жизнь, знали бы, чего от вас ждут, и у вас была бы уверенность, что если вы делаете то, что от вас ждут, вы не можете потерпеть неудачу, вы не можете ошибиться. Что было при коммунизме для большинства людей? То же самое – они знали, каково их место в жизни. Они знали, чего от них ждут, и если они делали то, что им говорили, и следовали системе, они не могли потерпеть неудачу. Если уж на то пошло, даже те, кто состоял в коммунистической партии, тоже не могли потерпеть неудачу, потому что всегда находился способ прикрыться, так что казалось, что на отдельных людей никогда не показывали пальцем. Это всё была партия – а партия не могла ошибаться по определению.

Что вы видите в коллективной психике России, уходящей корнями в туман истории, начиная с крепостного права, но усиленной в коммунистические времена, так это то, что существовало определённое терпение к текущим условиям. Другими словами, жизнь была суровой, жизнь не была идеальной. Жизнь была не совсем такой, какой люди хотели её видеть, но они были готовы принимать её такой, и, как уже говорилось, когда люди мирятся с определёнными условиями, это происходит потому, что они хотят получить что-то взамен.

Что вы получили взамен, после того как приняли коммунистическую систему? Что ж, вы получили чувство, что вы не можете потерпеть неудачу или ошибиться. С древних времен у многих российских людей был страх принять неправильное решение. Поэтому вы подчинялись системе, будь то коммунистическая система или царизм, и поэтому вы терпеливо переносили далёкие от идеала условия жизни, у вас было это долготерпение, эта готовность страдать, и это давало вам определённое ощущение статуса-кво.

И вот, это чувство равновесия было нарушено, когда Советский Союз развалился – и это, конечно, дало возможности для роста. Внезапно появилось больше возможностей для личного роста, чем в коммунистические времена. Но многие люди не смогли ими воспользоваться, потому что перемены были слишком резкими. Для них это оказалось слишком шокирующим. Значительная часть населения России мечтала вернуться во времена прежней определённости. Возможности росли, но они видели в этом также рост неопределённости, а с неопределённостью появлялся страх неудачи, и поэтому они стремились вернуться к прежней уверенности.

Что сделал Владимир Путин? Что сделали люди, стоящие за ним? Что ж, они действительно почувствовали это. Они не всегда были способны думать об этом сознательно или формулировать это словами, но они почувствовали, что российские люди жаждут возвращения уверенности, – и они её дали. Однако прошлое нельзя вернуть назад. Есть поговорка, что, выпустив кота из мешка, вы не сможете вернуть его обратно. Есть также старый стишок про Шалтай-Болтая, который сидел на стене, а потом упал, разбился вдребезги, и вся королевская конница, вся королевская рать не смогли Шалтай-Болтая собрать. Вы не можете вернуть прошлое вспять.

Владимир Путин может считать, что величайшей геополитической катастрофой прошлого века был распад Советского Союза. Он может думать, что способен восстановить Советский Союз без коммунистической идеологии, но это невозможно сделать, потому что история идёт дальше. Владимир Путин взвалил на себя невыполнимую задачу. То, чего он пытается достичь, невозможно сделать. Он, конечно, этого не видит, не хочет видеть. И люди, которые стоят за ним, тоже не хотят этого видеть, потому что на самом деле они не пытаются восстанавливать Советский Союз, а лишь хотят извлекать из России всё больше и больше денег.

Многие россияне также не видят этого, потому что, подчинившись правлению Путина и получив некоторую уверенность, они сделали то же самое, что делали в коммунистические времена. Они сказали: "Мы сосредоточимся на нашей повседневной жизни и оставим государственные дела тем, кто стоит во главе государства. Это их дело. А мы сосредоточимся на своём деле". Это мышление, заключающееся в готовности страдать, чтобы избежать страха неудачи, является огромным "зверем", довлеющим над Россией. При этом вы можете видеть, как всё больше и больше людей начинают понимать, что возможности перевешивают риски.

Многие люди в России уже сделали шаг вперёд, многие уже совершили этот переход, начав создавать свои собственные предприятия, заниматься самообразованием и так далее. В российском обществе существует напряжение, творческое напряжение. Есть определённое поколение людей, выросших в советское время, для которых внезапное обретение свободы стало шоком. Но есть также и очень много молодых людей, которые родились после того, как Советский Союз распался, или были очень молодыми в это время, и они были способны ухватиться за эту возможность, чтобы изменить свою жизнь, чтобы взять свою жизнь под контроль, – и это возможность того, что в России может стать больше свободы и творчества.

Прямо сейчас существует творческое напряжение, которое нарастало с момента распада Советского Союза, и это просто вопрос времени, когда оно станет достаточно сильным, чтобы люди перестали терпеть, поддерживая статус-кво, потому что теперь для них станет более важным обрести возможность решить: "Какую жизнь мы хотим? В какой стране мы хотим жить? Какой страной мы хотим видеть Россию?" Когда критическое число россиян решат, что возможность важнее определённости, тогда "вся королевская конница и вся королевская рать" не смогут сдержать перемен, которые должны произойти. 

Речь не идёт о насильственном свержении существующего порядка. Речь идёт о постепенном росте, постепенном изменении, когда в российском народе созреет понимание и решимость, что мы больше не хотим жить в такой России, какой она является сегодня. Мы хотим жить в другой России. Руководство страны – это отражение сознания народа. Нынешнее руководство в России – это отражение сознания критической массы народа, но в этом сознании находится не подавляющее большинство народа России. Более того, оно сокращается. Мы всё ближе подходим к переломному моменту, когда критической массой внезапно станут не те люди, которые хотят определённости, а те, которые хотят возможностей. Когда это изменение произойдёт, вероятно, какое-то время ещё можно будет сдерживать политические и экономические реформы, но не долго.

Когда люди объединятся в желании получить больше возможностей, их количество будет увеличиваться высшей осознанностью в геометрической прогрессии, что сократит время до достижения переломного момента, когда Россия сместит акцент с желания определённости на желание возможностей. Чем больше существующему правительству требуется ограничивать свободу, тем больше оно демонстрирует, насколько близко оно находится к падению. Чем жёстче вы ограничиваете свой собственный народ, тем быстрее сокращается продолжительность вашей жизнеспособности нахождения у власти.

В некотором смысле, это просто игра некоторых тенденций в российской коллективной психике, необходимая для того, чтобы сделать их более заметными, чтобы больше людей увидели их и пришли к следующему определению: "Нет, это не та страна, в которой мы хотим жить. Почему мы должны жить в стране с такими ограничениями, когда многие другие страны мира, люди в них имеют большую свободу? Почему мы должны мириться с этим?" Затем люди смогут задать себе вопрос: "Почему же мы это приняли?", смогут осознать динамику этого в коллективном сознании, и затем смогут отойти от этих старых способов смотреть на жизнь, от старых психологических механизмов. Они смогут понять, что, возможно, России необходимо пройти через период экспериментов, чтобы выяснить, какой страной на самом деле она является, когда она не ограничена тоталитарным правительством. Возможно, это будет период потрясений и экспериментов, возможно, будут совершены ошибки. Ну и что с того? Это всё равно возможность для нас решить, какой страной мы хотим быть, каким народом мы хотим быть.

Почему так важно, чтобы каждый человек решил: "Каким человеком я хочу быть?". Что ж, в чём вообще цель жизни? В росте сознания, начиная от точечного чувства идентичности, затем двигаясь через постоянно расширяющееся чувство идентичности, и в конце приходя к высшей осознанности. Как происходит рост сознания? На индивидуальной основе. Вы не растёте коллективно. Конечно, у вас может быть группа людей, которые могут коллективно ограничивать свой рост или коллективно облегчать его, но автоматического роста сознания в коллективе не происходит. Это индивидуальное дело, и это творческое дело, когда человек должен прийти к тому, чтобы увидеть, как его собственная психология ограничивает его.

Вы можете посмотреть на мир и увидеть, что опять же, есть тенденция, есть рост готовности людей смотреть на себя, следовать призыву Иисуса смотреть на бревно в своём собственном глазу, вместо того чтобы смотреть на соринку в глазах других. В каком-то смысле, можно рассматривать Советский Союз как полное искажение этого призыва Иисуса, потому что в Советском Союзе палец всегда показывал на кого-то другого. Советский Союз смотрел за пределы своих собственных границ, на все проблемы капитализма и империалистического Запада и всегда показывал, что проблема где-то там снаружи. Путин делает то же самое. Несмотря на то, что у него есть вся власть, он всё равно показывает пальцем. Есть эта проблема, есть та проблема. Есть Запад, который стремится подорвать Россию, и так далее, и так далее. Но если у вас есть вся полнота власти, какое у вас есть оправдание тому, чтобы указывать пальцем куда-то ещё?

Вы можете видеть тенденцию, когда в советское время люди были воспитаны так, чтобы всегда показывать пальцем куда-то ещё, всегда искать соринку в глазах своих братьев и сестёр, вплоть до того, чтобы доносить на своих соседей властям, когда они не соблюдают правила или не являются истинными приверженцами коммунистических идеалов. Вы видите всё это сознание, но реальность такова, что цель жизни – это рост. Рост происходит на индивидуальном уровне, и он происходит только тогда, когда человек смотрит на свою собственную психологию и говорит: "Что ограничивает меня в жизни? Внешние условия? Власти? Или это только условия в моей собственной психологии?"

Многие люди в России на самом деле тяготеют к Советскому Союзу, потому что они не готовы взглянуть на себя. Старшее поколение не готово и не хочет смотреть на себя. Но то же самое не относится к молодому поколению. Многие из молодых людей в России готовы смотреть на себя, независимо от того, являются ли они более осознанными людьми, духовными людьми, духовными учениками или нет. Они готовы посмотреть на себя и сказать: "Что я могу изменить? Что я могу изменить в себе, изменить то, как я смотрю на жизнь, как я переживаю жизнь?" Общая цель жизни состоит в том, чтобы иметь индивидуальную возможность для роста – психологического и духовного роста.

Во Вселенной существует неизбежная тенденция к росту, которая тянет Вселенную в этом направлении, и также она тянет в этом направлении Землю. Именно выражением этой тенденции стали современные демократии, и эта тенденция также тянет Россию, чтобы она стала страной, дающей человеку возможность роста. Единственный способ экономического выживания страны – это предоставление как можно больших экономических возможностей отдельным людям. Именно это стимулирует экономический рост, потому что многие люди очень сильно развиваются, имея свой собственный бизнес или участвуя в небольшом бизнесе, когда они оказывают на него влияние. Это ключ к устойчивости, к выживанию любой страны: в какой-то степени это даёт отдельным людям возможность решить, какими людьми они хотят быть, какую жизнь они хотят прожить. Это в некотором смысле является основным показателем, по крайней мере, с точки зрения высшей осознанности.

Те страны, которые не будут предоставлять возможности своему народу, которые будут стремиться ограничить возможности своего народа, не смогут выжить в Эпоху Высшей Осознанности. Они, конечно, не смогут проявить золотой век, а если они не проявят золотой век, они неизбежно перейдут в тёмный век, и между этими состояниями действительно нет ничего промежуточного. Существуют различные степени золотого века, но народы, которые сопротивляются золотому веку, создадут для себя тёмный век, – хотя и он не сможет длиться бесконечно. По мере продвижения в золотой век не будет такого разделения, которое вы видели в советскую эпоху, когда был коммунистический блок и блок более свободных стран. Подобного не может быть в Эпоху Высшей Осознанности. Если вы не следуете тенденции предоставления возможностей – что ж, если вы ограничиваете возможности, значит вы ограничиваете рост. Рано или поздно это приведёт к катастрофическим последствиям для экономики. Вы не можете иметь устойчивую экономику, основанную только на добыче природных ресурсов. Устойчивая экономика возможна только тогда, когда есть творчество, когда появляется что-то новое. Как можно создать что-то новое? Через индивидуальные возможности и творчество.