Краткие размышления об образовании 

Нет окончательной системы образования

В течение очень долгого времени среди более осознанных людей существовала тенденция считать, что единственный способ обновления образования – это создание частных школ, в том числе основанных на религиозных или духовных принципах. Однако действительно ли создание частных школ – это путь Эпохи Высшей Осознанности?

Когда вы смотрите на историю, особенно на историю Англии, вы видите, что частные школы очень легко могут становиться питательной средой для элитарности. Те, кто может позволить себе отправить своих детей в частные школы, часто склонны к элитарному мышлению. Они хотят, чтобы их дети воспитывались с чувством, что они выше и лучше других людей. Есть своя ценность в системе государственных школ, в которых учатся дети из всех слоёв общества. Ведь класс становится миниатюрой того, чем должна быть страна в целом – плавильным котлом, где все смешиваются вместе.

Есть педагоги, которые обладают высшей осознанностью, и у которых есть очень хорошие идеи о том, как можно обновить образование. Однако, если более осознанные люди будут продолжать фокусироваться на создании частных школ (которые, откровенно говоря, в настоящее время не имеют реального потенциала для распространения по всей стране), это будет означать, что вы, по сути, гонитесь за золотым горшком в конце радуги. Ваша энергия и ваше внимание могут быть использованы более конструктивно, в более практичной и реалистичной манере, если рассматривать частную школу как испытательный полигон для идей, которые затем могут быть внедрены в систему государственных школ.

Это означает, что вам придётся создавать школы, не основанные на определённой религиозной или духовной системе верований, но нашедшие более универсальный подход, который в конечном итоге сможет стать приемлемым для системы государственных школ. И чтобы этот подход стал приемлемым для неё, он должен быть универсальным, а не ориентированным на конкретных людей, конкретные доктрины или догмы, или даже на конкретную систему верований.

Отпустите мечту о конечной системе

Более осознанные люди, способные принести Эпоху Высшей Осознанности, должны признать необходимость быть готовыми подвергать всё сомнению. Даже духовные люди могут иметь склонность к негибкости. Часто они думают, что если один раз они нашли некое высшее выражение истины, им уже не нужно продолжать дальнейший творческий поток, идя дальше и глубже, чтобы прийти к ещё более высокому выражению истины или к ещё более высокому применению новых идей для практической деятельности в обществе.

Нельзя стоять на месте. Жизнь движется вперёд. Не существует окончательной системы государства или образования, которая когда-либо могла бы быть создана на этой планете. Когда люди, являющиеся лидерами общества, начинают верить, что они нашли некую совершенную систему и что они являются элитой, которая теперь видит свою работу в поддержании этой системы, – что ж, именно в этот момент общество начинает стагнировать, и это значит, что его крах является лишь вопросом времени.

Отпустите мечту о совершенном состоянии экономики, совершенной политической системе и о совершенной системе образования! Этого никогда не будет создано на Земле! Это дуалистическая мечта, спроецированная на людей теми, кто находится в ловушке манипулятивного сознания и пытается взять небеса силой и установить собственную версию рая на Земле. Поистине, этого не может произойти в статичном обществе, но только путём создания общества, которое постоянно превосходит себя. Вы не станете предвестниками Эпохи Высшей Осознанности, если будете гнаться за несбыточной мечтой о некоем статичном состоянии совершенства в этом мире.

Это вызов – признать, что в обществе высшей осознанности ничто не стоит на месте. Таким образом, вы не можете быть привязаны к чему-либо. Вы не можете позволить себе верить в то, что: "О, если мы только достигнем этого конкретного состояния образования, или этого конкретного состояния религиозного движения, или этой конкретной политической системы, то нам больше не нужно будет быть бдительными".

У высшей осознанности нет неподвижного состояния, в котором можно было бы просто устроиться поудобнее. Путь к высшей осознанности – это непрерывный процесс течения потока жизни. Когда вы принимаете это, вы получаете возможность обрести покой в постоянном самопревосхождении, вместо того чтобы стремиться установить ложный покой через остановку роста и сохранение статуса-кво.

Обучение детей основам психологии

Почему общество не обучает детей тому, как справляться со своей личной психологией, как преодолевать свои личные ограничения, чтобы они могли жить более счастливой и полноценной жизнью? Есть только один ответ: элита власти и манипуляторы не хотят, чтобы люди исцеляли свои психологические травмы, потому что именно через них манипуляторы могут управлять людьми. Миллиарды людей на этой планете, даже в самых богатых странах мира, ведут жизнь, полную сильных страданий. Не ввиду физических причин, а ввиду их внутренних психологических ран, которые заставляют их проживать всю жизнь в постоянном состоянии внутреннего беспокойства и страдания.

Почему богатые страны до сих пор не посмотрели на это и не сказали: "Теперь, когда мы обеспечили физическое, материальное благополучие, не пора ли нам обеспечить психологическое благополучие? Если мы действительно хотим, чтобы люди исцелили свои травмы, то мы должны признать, что они больше, чем люди, они – психологические существа".

Именно поэтому у них есть потенциал исцелить себя, с помощью высшей осознанности. Люди будут готовы разобраться со своей психологией и прийти к той точке внутреннего разрешения, когда они научатся более высокому различению и начнут выражать себя в обществе, не будучи эмоционально и психологически подавленными внешними силами. Если вы посмотрите на некоторых исторических личностей, которые пытались изменить ситуацию, которые пытались выразить себя, вы увидите, что у многих из них были собственные внутренние психологические проблемы и многие из них не выполнили свою миссию (свой жизненный план на конкретное воплощение) из-за этих проблем, а многие сделали лишь малую часть того, что могли бы сделать. Многие даже не приступали к выполнению своих миссий, и поэтому остались неизвестными широкой публике.

Какой невероятный потенциал откроется для любой страны, которая сможет взять курс на обучение детей с раннего возраста тому, как можно исцелить свою психологию и обрести внутренний мир! Можете ли вы представить, какой творческий потенциал откроется для этой страны? Безусловно, некоторые из менее богатых стран готовы взять на себя такое обязательство, поскольку у них нет большого количества представителей властной элиты, способных помешать этому. На самом деле это всего лишь вопрос общественного сознания, в котором должен произойти простой сдвиг, чтобы люди начали спрашивать: "Почему мы до сих пор не сделали этого, ведь так очевидно, что мы должны это сделать?"

Властная элита хочет остановить высшую осознанность до того, как она сможет проявиться. Вот почему в обществе происходит и допускается так много вещей, которые специально созданы для того, чтобы усилить психологические ограничения людей, или, по крайней мере, предотвратить их разрешение. И образование на самом деле является одним из самых ярких примеров такой системы, где властная элита создаёт это разделение.

Высший подход к образованию

Семнадцать веков назад властная элита захватила христианскую религию. Когда же она осознала, что христианская религия больше не может доминировать в интеллектуальной жизни западных обществ, она тут же начала создавать противоположное учение – научный материализм. В данном случае это другая дуалистическая полярность, – как, например, капитализм и коммунизм.

Таким образом, элите снова удалось создать общество, оказавшееся разделённым. По-прежнему есть много людей, которые придерживаются традиционных христианских ценностей, но есть также много людей, которые в равной степени стремятся продвигать материалистическое мировоззрение. Теперь у нас есть страны, в которых царит полная непоследовательность, поскольку их правительства не могут решить, какому типу людей они служат. У них вроде бы есть конституция, основанная на идее, что все люди имеют права, но у вас также не может быть прав, если они не даны высшей властью – государством. Если права даются государством, то тот, кто управляет им, определяет эти права. И это не демократия.

Если у вас есть демократическая нация, которая признаёт, что у людей есть права, но в то же время эта нация не признаёт, что люди – нематериальные существа, это значит, что вы имеете несоответствие. Почему она не признаёт, что люди – нематериальные существа? Во-первых, существует противодействие со стороны научного материализма, который утверждает, что за пределами материальной сферы ничего нет, и поэтому люди не могут быть какими-то духовными существами. Затем существует противоположная полярность, также определённая властной элитой, которая заставляет людей думать, что, если только они признают, что люди являются духовными существами, это значит, что мы должны будем вернуться к старым временам, когда доминировало христианство. Никто этого не хочет, вот почему общество застряло на "земле без Бога", и оно не знает, что делать.

Существует альтернатива традиционному христианству и научному материализму. Это универсальная форма духовности. Когда общество начнёт признавать это, тогда оно сможет начать создавать систему образования, которая с самого раннего возраста будет учить детей тому, что они являются психологически-духовными существами, и что у них есть потенциал для преодоления ограничений в собственной психологии; ограничений, которые уходят корнями во многие прошлые жизни. Всё, что они пережили в детстве в этой жизни, не определяет того, кто они есть, потому что многое они принесли с собой из прошлых жизней. Но даже то, что они принесли с собой, не определяет их, потому что всегда есть потенциал подняться над этим.

Таким образом, вы должны будете дать детям инструменты, чтобы подняться над этим. И когда вы создадите такие учебные заведения, через поколение у вас будет совершенно новый подход к обществу. Вырастет новое поколение людей, которые воспитывались с пониманием собственной психологии и с потенциалом овладеть собственной психологией. Во многих случаях они будут иметь чувство цели и знать, что одной из целей жизни является именно достижение само-овладения.

Психологическое и духовное благополучие

Только представьте себе, что произойдёт, когда эти новые люди начнут заводить собственных детей. Сегодня мы видим, что большинство родителей переносят их собственную нерешённую психологию на своих детей, и поэтому у нас так много неблагополучных семей. Неужели так трудно увидеть тот факт, что в большинстве благополучных стран всё больше и больше психологических, семейных и социальных проблем, всё больше и больше неблагополучных семей, всё больше и больше разводов, и всё больше и больше пострадавших от них детей? Неужели невозможно посмотреть на всё это и сказать: "Почему это происходит? Нам нужно понять, почему это происходит".  И затем вы поймёте, что это происходит потому, что, когда общество достигает определённого уровня материального достатка, ему необходимо сделать шаг вперёд и обратить внимание на психологическое и духовное благополучие своих членов. Это должно стать целью общества, если оно хочет выйти за собственные пределы, а не подчиниться второму закону термодинамики, начав распадаться изнутри.

Сегодня вряд ли найдется хоть один ребёнок, на которого не оказала бы негативного влияния неразрешённая психология его родителей. Есть дети, которые растут с психологическими ранами, не имея представления о том, как с ними справиться, и затем они начнут передавать их своим детям по наследству – и так из поколения в поколение. В течение нескольких поколений они могут начать влиять на то, что вы называете генетическим кодом, так что дети будут рождаться уже с предрасположенностью к психическим проблемам, психическим заболеваниям.

Многие люди из нынешнего поколения рождаются с этими, как бы мы сказали, "опасными" или "взрывными" наклонностями, которые предрасполагают их к синдрому дефицита внимания или к некоторым из многих других заболеваний, распространённых сегодня, включая шизофрению во многих её тонких формах.  Общество смотрит на это и думает, что с этим ничего нельзя поделать, но реальность такова, что, если вы будете готовы повысить свою осознанность, вы сможете подняться над своей так называемой генетической предрасположенностью. И затем вы сможете обратить эту тенденцию вспять, чтобы передать свои лучшие предрасположенности своим детям. И таким образом в течение трёх или четырёх поколений все эти взрывные предрасположенности могут быть полностью искоренены в обществе, так что дети не будут рождаться с какой-либо предрасположенностью, а будут лишь иметь дело с психологическим кодом, который они принесли в своей душе.

Авторитарные образовательные программы

Большая часть образования направлена не на то, чтобы дать ученикам более высокий уровень осознанности, а на то, чтобы запрограммировать их разум на принятие определённого мировоззрения, заданного манипуляторами. Но как же мы сможем добиться более глубокого осознания высших принципов, если это не будет связано с образованием? Во многих случаях всё должно начинаться с образования. Это должно начаться с признания того, что нынешняя модель образования во многих странах основана на устаревшем мышлении авторитарной структуры, подразумевающей, что один человек или несколько человек находятся на вершине, а все, кто находится на более низких уровнях, должны им подчиняться.

Необходим новый уровень образования, где нет авторитетов как таковых. И ученики, и учителя должны идти по непрерывному пути образования, и учителя не должны обладать конечным закрытым набором знаний. Учитель должен быть человеком, который также учится на протяжении всей своей жизни, учится обучая, – и таким образом постоянно растёт, развивается и повышает уровень собственного сознания, тем самым подтверждая право называться учителем. Вы не можете обучаться в течение X лет и получить X количество знаний, и затем думать, что этого достаточно, чтобы обучать этим знаниям всю оставшуюся жизнь. Вы постоянно должны учиться, и это означает, что в Эпоху Высшей Осознанности необходимо будет увидеть, что по мере того, как ученики обучаются и воспитываются учителями, учителя также учатся у учеников, и поэтому они растут все вместе.

Это означает, что старая структура классной комнаты, когда учитель стоит на кафедре и читает лекцию, давно устарела. Она должна быть заменена тем, что, как вы видите, уже начинает появляться во многих областях образования, – а именно, гораздо более интерактивной структурой. Она может стать гораздо более интерактивной, когда ученики и преподаватели будут работать вместе над проектами, которые не просто направлены на вдалбливание фактических знаний в головы учеников. Но они должны быть направлены на продвижение знаний на общем уровне путём вовлечения их в какой-то проект, в котором они либо исследуют какую-то новую область, либо ищут способы передать эти знания другим людям.

Образование без материализма

В Эпоху Высшей Осознанности образование не будет закрытой системой. Не будет такого, что у вас есть учебное заведение, отделённое от общества, и в него могут попасть только те, кто решил выполнить требования и стать, например, студентами дневного отделения. В Эпоху Высшей Осознанности образовательное учреждение должно стремиться повысить уровень сознания всех людей в обществе, выходя за пределы замкнутых академических кругов.

Необходимо признать, что в предыдущую эпоху образовательное учреждение было способом дать привилегию определённым людям, но цена, которую они платили за получение этой привилегии, заключалась в том, что они подчинялись менталитету, доминировавшему в этой организации. Если вы были готовы подчиниться материалистическому мышлению, вы могли получить степень в университете и хорошо оплачиваемую работу в научном учреждении. Но горе тому, кто ставил под сомнение материалистическую парадигму. Вы стали бы изгоем в этом случае, как это до сих пор происходит во многих областях науки и образования. Вместо этих закрытых учреждений, дающих людям привилегии, образовательные учреждения должны стать более открытыми и обучать людей, которые не обязательно стремятся получить учёную степень. Они должны стремиться повысить общий уровень образования, потому что в Эпоху Высшей Осознанности необходимо обучать себя на протяжении всей своей жизни. Причём речь идёт не просто о приобретении фактических знаний или навыков, а о повышении общего уровня осознанности, о повышении уровня сознания, когда вы узнаёте собственную психологию и то, как вообще работает человеческая психика, как работает мир, что работает и что не работает, основываясь на высшей мудрости. Такова цель образования в Эпоху Высшей Осознанности.

Образование, ориентированное на целостность, а не на отдельные темы

Представьте себе, что произойдёт, если вы сможете преодолеть удушающую власть религии, особенно христианской, и научного материализма. Представьте себе, что произошло бы тогда с системами образования. Сейчас дело обстоит так, что именно из-за неразрешённого конфликта между наукой и религией большинство современных демократических стран чувствуют, что не могут учить своих детей тому, какими существами они являются, потому что это имеет слишком большой религиозный оттенок. Представьте, что вы сможете преодолеть это и решить, что в школах вы будете не только учить детей их психологии, но и многому другому о том, как устроена жизнь, как устроена Вселенная, как устроена психика. Внезапно у вас появилась бы форма образования, гораздо более непосредственно связанная с личной жизнью людей.

Сегодня вы приходите в школу со стопкой книг на спине, посвященных разным темам, а затем переходите из одного класса в другой, где вас учат истории, математике, тому и другому, и кажется, что всё это никак не связано одно с другим, и никак не связано с вами самими. Представьте, что вместо этого вы приходите в школу, и вам преподают темы, которые напрямую связаны с вашей личной жизнью, с тем, как вы видите мир, как он устроен. Вас будут учить этому так, чтобы не разбивать обучение на отдельные темы, а связывать все их воедино. Вас будут учить не пассивно, а интерактивно, привлекая к процессу обучения. И вот внезапно все эти темы становятся живыми, потому что вместо того, чтобы изучать что-то, не зная зачем вам это нужно, или изучать что-то просто ради изучения, и вместо того чтобы быть вынужденным изучать что-то против собственно воли и, следовательно, реагировать на это, не желая по-настоящему вкладывать свой ум, теперь у вас будет позитивная мотивация для того, чтобы учиться.

Вы увидите, что чем больше вы узнаёте, тем больше вы можете повысить своё сознание, тем быстрее вы можете найти цель, тем больше вы можете развить своё творчество, своё творческое самовыражение на протяжении всей своей жизни. Внезапно возникнет совершенно иная мотивация для самообразования. Поскольку это будет перенесено и на более высокие уровни образования, вы сможете увидеть людей, которые в свои двадцать с небольшим лет получат образование, которое очень отличается от университетских дипломов, которые вы получаете сегодня. Вместо того чтобы полностью сосредоточиться на одной конкретной теме, вы будете иметь гораздо более целостное представление о том, как устроена жизнь. У вас появится чувство связи между тем, что вы изучали, и тем, как работает, к примеру, общество. У вас также будет гораздо более прямая связь между тем, что вы изучаете в школе, и тем, чем вы собираетесь заниматься после школы, будь то профессия или другая сфера. Появится даже возможность обучать детей не просто для того, чтобы они нашли работу, будь то в частной компании или в государственной. Они смогут обучиться тому, как поддерживать себя в каком-то творческом начинании: как открыть свою собственную компанию, изобрести что-то или заняться музыкой, искусством, философией, творчеством, писательством и чем бы то ни было ещё.

Если у вас будет ситуация, когда все люди имеют право на базовый доход, вы сможете увидеть людей, которые с раннего возраста смогут пройти через процесс обучения и получить образование, чтобы пойти в какую-то творческую область. Возможно, они не смогут зарабатывать деньги в течение многих лет, возможно, никогда, но они с самого раннего возраста будут знать, что у них есть экономическая основа для того, чтобы заниматься творчеством и выражать свои творческие способности.

Те страны, которые позволят этому произойти, обнаружат, что они привлекут чрезвычайно развитых и творческих людей. Эти люди принесут новые идеи, новые изобретения, которые окажут очень положительное влияние на них. Вначале будет наблюдаться некоторый контраст между странами, которые смогут реализовать некоторые из этих идей, и теми, кто не сможет. У тех, кто реализует эти новые идеи, через некоторое время произойдёт такой всплеск творчества, что они фактически опередят страны, которые не пожелают перейти к этой новой парадигме, к этому новому подходу к жизни.